Бхандираван

Алёна
Дата: 30.08.2010 22:21
Комментарии: (0)

Привожу небольшой рассказ о нашей поездке в Бхандираван - один из двенадцати лесов Враджа.

Когда-то давно окрестности Вриндавана представляли собою лесные заросли. Несколько тысяч лет назад здесь жили пастухи, объединявшиеся в большие общины, а также лесные племена - охотники. Сейчас время уже не то, и тех заповедных двенадцати лесов Враджа давно нет. Сейчас здесь поля (не зеленые, как в Навадвипе, а желто-серые и сухие), пыльные дороги, и крохотные деревни, жители которых, как и их далекие предки, так же сбивают масло из коровьего и буйволиного молока, пекут лепешки на камнях и топят печи сухим коровьим навозом. Не следует, однако, думать, что эти крестьяне - народ дикий, отсталый и забитый. Нет. Их внутренняя жизнь очень богата, а духовная культура - прекрасна. Вриндаван - это земля Кришны, и жители этих мест любят петь старинные народные песни, посвященные Ему, любят ходить в храмы и на ночь рассказывают своим детям предания из древних священных книг - Пуран.



Одним из двенадцати лесов Враджи был Бхандираван. Сейчас от некогда огромного леса осталось лишь несколько рощ, и в нем нет ни озер, ни ручьев, ни зеленой травы, о которых говорится в древних описаниях этого места. Пять тысяч лет назад глобальная катастрофа обрушилась на западные регионы Индии. Огромная океанская волна накрыла побережье Гуджарата, скрыв под собой несколько поселений, в том числе и легендарную Двараку. А за этим последовали события не менее ужасные: пересохла полноводная река Сарасвати, в результате чего опустели многие поселения, расположенные в ее долине, а вся территория нынешнего Раджастхана превратилась в безводную пустыню Тар. Вероятно, эти климатические изменения затронули и нынешний Вриндаван. Но вайшнавы говорят, что причиной всех этих бед был уход Кришны с Земли и начало Кали-юги - нынешней эпохи вражды и лицемерия.

Так вот. В Бхандираване есть одно удивительное место, называемое Вену-купа. Это огромный колодец, почитаемый как священный. Местные жители говорят, что по некоторым особым дням, когда новолуние выпадает на понедельник (это сочетание в индийской астрологии называется Сомавати-амавасья), со дна этого колодца поднимается молоко, и любая женщина, омывшись в его воде, получает благословение на рождение ребенка - даже если она бесплодна. Поэтому в день Сомавати-амавасьи к Вену-купе съезжаются сотни женщин - тех, кто потерял всякую надежду на рождение детей, или тех, у кого дети рождаются мертвыми, или тех, например, у кого только дочери, но нет сыновей. Все они заходят в воды священного колодца, после чего, переодевшись в сухое, оставляют там же свои мокрые одежды и украшения (таков обычай), рисуют свастику коровьим навозом на стене невысокого строения возле колодца, заходят в местный храм Кришны поклониться Ему и, говорят, в течение года заветное их желание исполняется. Через год многие вернутся сюда - с младенцами на руках. Поблагодарить священников и оставить подарки тем, кто ухаживает за удивительным колодцем.

Мы поехали туда с небольшой (человек тридцать) группой - чтобы поучаствовать в празднике, раздавая местным жителям и приезжим сладкую, горячую халаву. Это тоже традиция. Кормить людей считается в ведической культуре делом в высшей степени праведным, особенно когда это происходит в святом месте, да еще и в особый день. Мы долго тряслись в автобусе, выбираясь из Вриндавана на федеральную дорогу. Только-только светало, и из окон открывались чудесные виды: просыпающиеся рощи, серые поля, туман над Ямуной, силуэты древних храмов и чатр (резных каменных "зонтиков" с куполами и тонкими колоннами). Странно было увидеть такую красоту недалеко от Вриндавана, который, увы, стремительно скрывается под уродливой городской застройкой.

Автобус съехал с трассы на узкую, разбитую дорогу посреди полей и через несколько минут остановился. Мы вышли. Деревня, окружающая священный колодец, совсем невелика и обнесена стеной - интересная особенность; раньше я такого не видел. Внутри стены - несколько маленьких храмов, огромное священное дерево баньян и небольшая рощица - остаток того древнего леса.

Вдоль деревенской улицы уже раскинулась ярмарка. Продавцы игрушек трещали трещотками и пытались привлечь детей маленькими тявкающими надувными собачками (эта игрушка сейчас - хит сезона). Продавцы сладостей уже разожгли огонь под казанами и выливали в кипящее масло жидкое тесто, чтобы сделать джалеби - сладкие и сочные спиральки, пропитанные сиропом. Другие жарили оладьи, готовили вареный горох со специями или размешивали огненные соусы, щедро поливая ими жаренные пирожки-самосы... Вокруг священного колодца уже собралась толпа, хотя рассвело совсем недавно, и воздух еще не прогрелся. Могучие парни, покрикивая, живо вытягивали из колодца ведра воды и окатывали ею подходивших девушек и женщин. К двум небольшим купелям по обе стороны от колодца выстроились очереди (в одну окунаются, чтобы родился мальчик, в другую - чтобы Господь подарил девочку). Священники громко и деловито требовали пожертвований, на которые, собственно, никто и не скупился. Всем было весело и радостно.

Шри Шри Радха-Бхандир-бихари

Мы зашли в храм, а потом встали на его крыльце, чтобы с полчаса попеть под аккомпанемент барабанов и каратал (ручных бронзовых тарелочек), пока наши раздатчики раскладывают горячее лакомство по тарелочкам из листьев и раздают его гостям праздника. Дети, взрослые, старики, мужчины, женщины - всем хотелось попробовать халаву из рук белых вайшнавов. Поэтому смели ее в мгновение ока. А некоторые просто подходили и, раскрыв рот, смотрели на наш небольшой импровизированный концерт. Да, мы определенно добавили красок и веселья на эту ярмарку.

Потом настало время и нам поесть. Мы поднялись на крышу храма, и местные жители (пожилая женщина и две ее дочери) накормили нас вареными овощами и роти - лепешками, печенными на камнях.

После завтрака мы направились к Бхандир-вату – огромному баньяновому дереву, в честь которого и был назван Бхандир-ван. Мы расположились под ним, и Дина Бандху Прабху – наш гид – поведал нам удивительную историю о том, как Шримати Радхарани и Господь Кришна обручились в этом месте, а также рассказал о растениях и птицах Враджи. Церемонию обручения Господа и Его вечной супруги провел сам Брахма, и на маленьком мраморном алтаре под баньяном в этом месте установлены мурти Божественной четы и творца вселенной. А неподалеку, метрах в двадцати от этого места, стояли переплетенные в объятьях деревья тамал и кадамба. Говорится, что увидеть их растущими вместе – все равно что получить личный даршан Их Светлостей Шри Шри Радхи-Кришны.

Деревья кадамба и тамал

Над нашими головами, в кроне дерева, раздавался птичий хор. Крылатые жители Бхандиравана, словно вторя Дина Бандху, на все голоса славили юных молодоженов. Местные крестьяне подходили к нам, и время от времени наш гид переходил на хинди и брадж-бхаши – здешний диалект. Пожилая женщина принесла немного макхана – свежесбитого масла из коровьего молока, которое было тут же роздано преданным.

Совсем рядом с бхандир-ватом находится крохотный храм Дауджи – Господа Баларамы. Именно в Бхандирване Он явил одну из Своих славных игр – убийство демона Праламбасуры, воплощающего в себе лицемерие и двуличие. Когда-то, совсем еще недавно, этот храм находился в плачевном состоянии, как и храм Бхандир-бихари, однако благодаря Шриле Прабхупаде теперь вайшнавы во множестве посещают Врадж и делают пожертвования, и благодаря этому восстанавливаются многие святыни, которые иначе наверняка бы уже исчезли.

Дауджи

Сам Баларама изображен стоящим под капюшонами Ананта-Шеши (который является Его экспансией), а в руке Его – горшочек напитка Варуни. Господь очень красив, а алтарь Его, несмотря на малые размеры храма, чист и роскошен. Дина Бандху, рассказав нам немного об этом месте, спел задорную деревенскую песню о двух божественных братьях, которую сопроводил спонтанной пантомимой. Преданные в восторге подхватили знакомые слова, и громкий радостный напев заполнил храм, притянув с улицы целую толпу любопытных.

После храма Дауджи мы направились в небольшую рощицу деревьев пиппал – остаток некогда обширного и прекрасного леса. Бхандираван прекрасен и сейчас. Хоть и нет в нем ни густой зеленой травы, ни ручьев, ни водопадов, ни озер, а есть лишь низкие кустистые деревца с крохотными красными ягодами, лабиринт пыльных тропинок под их сенью, да мелкие сухие колючки, впивающиеся в ноги, - здесь все равно красиво.

Бхандирван

Солнце стояло уже высоко над нами. Пыль поднималась в воздух от наших шагов, и мы вдыхали ее – ту самую пыль Враджи, одну частицу которой нельзя купить даже за все богатства Вайкунтхи. Невозможно даже представить себе, насколько мы удачливы. И насколько велик наш долг Господу Чайтанье, Шриле Прабхупаде, духовному учителю и вайшнавам, благодаря которым мы получили возможность хоть краешком глаза увидеть Святая Святых и ступить на эту божественную землю.

Перейдя через рисовое поле, мы попали в еще один лес, где в собственной кундже живет пожилой отшельник. Кунджа – это природное явление встречается сейчас очень редко. Когда ветви низко растущих деревьев и кустов переплетаются между собой, получается что-то вроде комнаты. На крышу ее – тенистую и почти непроницаемую для солнечных лучей – ложатся лианы и, расцветая, превращают кунджу в чудесное, райское место. В кундже всегда уютно и прохладно. Под ногами мягкая пыль – не сухая и раскаленная, как на дорогах, а прохладная и ласковая, на которой приятно посидеть. В глубине той кунджи, куда направились мы, притаился крохотный храмик, служащий одновременно прибежищем построившему его отшельнику. Мы поклонились Божеству Гирираджа, которому служит этот святой вайшнав, насладились немного тишиной и птичьим пением и припомнили те истории, которые услышали за день.

На этом наш визит в Бхандираван закончился, но, вот удивительно: пусть он длился всего полдня, и места, которые мы посетили, внешне были всего лишь рощи, деревья и неказистые деревенские храмы, все же поездка эта стоила многих других паломничеств и приключений. Такова природа Вриндавана: духовная атмосфера здесь настолько сильна, а истории, связанные с ним, настолько необычайны, что наше сердце очищается здесь невероятно быстро. И если просто слушать здесь эти старинные предания о Кришне, если просто петь, - это приносит необыкновенное наслаждение, и впечатление от визита сюда остается очень надолго.

Vijitatma Das

Комментарии:

Пока комментариев нет

Главная   Форум   Фотогалерея   Дневники   Контакты