О фестивале.

Вриндавани д.д.
Дата: 24.05.2008 07:51
Комментарии: (0)

Разумный человек не проявляет никакого интереса
к месту, даже находящемуся на вышей из планетарных
систем, если чистая Ганга тем, связанных с деяниями
Верховного Господа не течёт там, если на берегу этой
реки благочестия нет занятых служением преданных и
если там не проходят фестивали санкиртана-ягьи для
удовлетворения Господа. (ШБ 5.19.24)


Что такое фестиваль в сознании Кришны? Это событие, при котором множество преданных собирается вместе, чтобы полностью погрузиться в нектарное воспевание имен, качеств и деяний Шри Кришны. Эта сосредоточенность на Господе, изначальном источнике всей сладости, дарует радость и вдохновение. Поэтому мы можем сказать, что для нас вайшнавские фестивали, или праздники, – это метод духовного развития или одно из проявлений духовной практики.

Однако для обитателей духовного мира фестиваль – это сама жизнь. Об этом говорится в третей песни «Шримад-Бхагаватам»: «Убив демона Хираньякшу, обладавшего небывалым могуществом, Верхоный Господь Хари, прародитель племени вепрей, возвратился в свою обитель, где жизнь – непрерывный праздник» (ШБ 3.19.32). Как утверждают писания, для жителей Вриндавана пребывание в духовном мире является нитья-утсавой, каждодневным праздником, потому что они непрестанно созерцают трансцендентную красоту лотосоокого Шри Кришны (ШБ 9.24.65). Голока – это место, где каждая точка пространства наполнена сознанием преданности. Там все и вся – личности, любящие Кришну и желающие служить ему. Они находятся в обществе любящих преданных, постоянно занятые совместным служением лотосным стопам Господа, таким, как слушание, памятование и повторение трансцендентных имен, качеств и игр Говинды.
Таким образом, этот метод самосознания (участие в фестивалях) исходит из самого духовного мира.

Для того чтобы стать достойными войти в духовный мир, мы уже здесь, в материальном мире, должны научиться жить так, как живут обитатели Вриндавана. Вести себя как преданные Кришны: вместе со всеми вставать рано утром, чтобы поскорее увидеть Господа, омываться и украшать свое тело тилаками и вайшнавскими одеждами для удовлетворения Мукунды, приветствовать Его после пробуждения сладкозвучными молитвами, танцевать и петь, прославляя Его. Быть постоянно погруженными в кришна-катху. Стать свободными от всех забот и тревог, сосредоточившись на размышлениях о Господе. Постоянно находиться в кругу единомышленников, стремящихся к духовному развитию. Быть ежесекундно занятым в прекраснейшем служении лотосным стопам вайшнавов и Кришны. Поэтому можно сказать, что земные фестивали – это возможность не только воссоздать атмосферу Голоки Вриндаваны и ощутить ее, но и реальный шанс попрактиковаться в образе жизни духовного мира. Возможность стать лучше, обрети квалификацию для жизни на Голоке.

Поэтому не случайно фестивалям уделялось такое большое внимание в нашей традиции. Достаточно вспомнить Господа Чайтанью и его спутников, танцевавших и певших в экстазе для Господа Джаганнатхи или устраивавших ночные киртаны в доме Адвайты Ачарьи. Шрилу Бхактисиддханту Сарасвати, который во главе множества учеников совершал многодневную парикраму по Шри Враджа дхаме. Шрилу Прабхупаду, который учредил такие праздники, как ратха-ятра и ежегодный маяпурский фестиваль, приобретшие международное значение, и лично участвовал во многих из них. И ученики Прабхупады придают огромное значение практике организации фестивалей. Поэтому духовные учителя, проповедующие в нашем регионе, такие, как ЕС Бхактивайбхава Свами, ЕС Прабхавишну Свами и ЕС Бхактичайтанья Свами, делаю все возможное, чтобы либо своей проповедью, либо личным присутствием вдохновить семью Прабхупады на проведение ежегодного фестиваля Святого Имени в Иркутске. (О серьезном отношении Махараджей к фестивалю говорит, например, тот факт, что в этом году ЕС Бхакти Чайтанья Свами даже отменил запланированную программу в Южной Африке, чтобы приехать к нам.)

Хотя иркутский фестиваль имеет недолгую историю, он уже успел зарекомендовать себя с хорошей стороны, потому что есть несколько положительных моментов, которые вот уже три года подряд остаются неизменными при его организации. Важнейшей особенностью этого мероприятия является его небольшой размер: приглашаются всего несколько Махараджей, количество преданных тоже ограничено. Все это создает камерность атмосферы, располагающей к близкому общению. Результатом присутствия небольшого количество приглашенных гостей является достаточно «разгруженный» график программ, позволяющий гармонично сочетать лекции и отдых. Компактность фестиваля и сложившиеся в иркутской ятре традиции к четкой организации (которую отметил еще во время первого фестиваля ЕС Девамрита Свами) обеспечивают своевременное проведение всех мероприятий.

Лично мне участие в фестивалях вообще и в иркутском фестивале в частности кажется важным по двум причинам. Во-первых, это сладость общения с преданными. И, во-вторых, это тот концентрированный заряд вдохновения на духовную жизнь, который я получаю там.

Комментируя 21 стих учения Господа Капилы, Шрила Прабхупада писал: «В настоящий момент очень сложно избежать общества асадху, тех, кто не является садху. Очень сложно найти садху и получить его общение. Поэтому мы основали это движение сознания Кришны, чтобы создать возможность общения с садху, так чтобы люди могли воспользоваться этим преимуществом и получить освобождение. Не существует иных целей для этого общества» (УГК, 11.21, ком.). Т.к., согласно определению Прабхупады, «садху – это тот, кто выполняет предписания Вед и является преданным Господа» (Там же), целью ИССКОН является дать людям шанс общения с преданными Кришны. И эта цель идеально реализуется во время вайшнавских фестивалей.

Почему идеально? Потому что у нас есть возможность ощутить практическую реализацию такого основополагающего постулата нашей философии, как ачинтья-бхеда-абхеда-таттва, или одновременное непостижимое единство и различие, проявляющегося по отношению к преданным. Во время фестивалей вместе собираются люди, объединенные верой в Кришну. И в то же время все они столь различны. Как в уровне своего духовного развития, как и в бхаве, или доминирующем умонастроении. Мы можем получить общение старших преданных, санньяси и проповедников, и вдохновиться на духовное развитие от их совершенного ачара и прачара, того, что они говорят и что делают. У нас есть возможность дать свое общение младшим, делясь с ними своим пониманием. Но для меня самой нектарной является возможность общения с равными преданными, потому что только здесь возможен равноценный обмен реализациями и эмоциями.

По-видимому, именно это трансцендентное единство в разнообразии дает следующий потрясающий «эффект фестиваля»: происходит реальное усиление духовной силы нашего служения в геометрической прогрессии. Это проявляется как в том, что многие из видов духовной практики начинают выполняться на более высоком уровне, так и в том, что в результате этого ты реально ощущаешь намного больший, чем обычно, прилив вдохновения. Алтарь и Божества украшаются более пышно и выглядят просто ослепительно. Преданные надевают свои лучшие одежды, и это создает атмосферу праздника. Несравненное пение и танцы Махараджей (мой муж, например, говорит, что киртаны во время фестиваля Святого Имени, очень напоминают ему те, в которых он участвовал в Сухарево в начале 90-хх.) делают киртаны такими привлекательными, что от них невозможно оторваться. Поэтому в ответ все с особым энтузиазмом поют и танцуют, не в силах устоять на месте. Все это оставляет глубокое позитивное впечатление в сердце и дает силы и желание практиковать до следующего фестиваля.

В заключение хотелось бы сказать следующее. Я надеюсь, что традиция проведения иркутского фестиваля Святого Имени не только закрепится, но и будет углубляться и совершенствоваться. Дорогой читатель, пожалуйста, благословите нас на это!

Комментарии:

Пока комментариев нет

Главная   Форум   Фотогалерея   Дневники   Контакты