ВЕДЫ

Алена
Дата: 15.10.2008 06:53
Комментарии: (0)

Что мы знаем о Ведах?

Некоторые ученые утверждают, что только первоначальные четыре Веды - Риг, Атхарва, Йаджур и Сама - являются подлинной ведической литературой. Однако ни сами Веды, ни самые известные ведические учителя, включая Шанкару, Рамануджу и Мадхву, не разделяют этого мнения. К ведической литературе относятся также Махабхарата (содержащая Бхагавад-гиту), первоначальная версия Рамаяны, Пураны, а также такие непосредственно примыкающие к ней произведения, как Самхиты и комментарии великих учителей, которые веками определяли ход развития ведической мысли. В любом случае, для того, чтобы иметь право называться ведическим, произведение должно утверждать ту же цель, что и тексты самих Вед. Ведические Писания (шастры) составляют гармоничное целое с гармоничным итогом (сиддханта).

Следовательно, мы можем относить к подлинной ведической литературе любые работы, которые основываются на ведической сиддханте без искажения ее смысла, даже если такая работа не является оригинальным Писанием. Фактически, ведическая традиция предполагает появление новых авторитетных работ, передающих послание Вед так, как того требуют место, время и обстоятельства. Однако, чтобы претендовать на подлинность6 эти дополнения к ведической литературе должны строго следовать учению Вед, Пуран и Веданта-сутры.

Ведическая литература не мертва и не архаична. И тем не менее, любая литература, древняя или современная, не должна считаться ведической, если она отклоняется от ведической сиддханты. Поэтому буддизм, джайнизм и сикхизм, хотя они, несомненно, выросли из ведической литературы, нельзя рассматривать как ведические учения. Даже концепция индуизма противоречит выводам ведической литературы.

Ведические Писания очень велики по объему. Только одна Риг-веда содержит 1017 гимнов, Махабхарата состоит из 110.000 шлок, а восемнадцать основных Пуран содержат сотни тысяч стихов.


 

Происхождение Вед

Брихад-аранйака Упанишада [2.4.10] сообщает: "Риг-веда, Сама-веда, Йаджур-веда, Атхарва-веда, Итихасы (исторические повествования такие, как Махабхарата) и Пураны - все это дыхание Абсолютной истины. Они изошли из Верховного Брахмана безо всяких усилий с Его стороны, с той же легкостью, с какой дышит человек". Согласно ведической традиции, Веды абсолютны и авторитетны. Чтобы понять их, нет нужды прибегать к другим источникам - все необходимое содержится в них самих. Этот принцип исходит из уст Самого Шри Кришны в Бхагавад-гите [3.15]: брахма-кшара-самудбхавам - "Веды исходят непосредственно от непогрешимой Верховной Личности Бога". Комментатор Шридхара Свами [Бхавартха-диппика 6.1.40] отмечает, что Веды являются высшим авторитетом, так как они произошли от Самого Нарайаны. Джива Госвами говорит, что ведическое Писание Мадхйандина-шрути приписывает происхождение всех Вед дыханию Верховного существа. Наконец, Атхарва-веда утверждает, что Кришна, который на заре творения обучил Брахму, распространял ведическое знание в былые времена.

Итак, мы видим, как сами ведические Писания говорят о своем происхождении. Слово апаурушейа, которым они определяют себя, означает, что они произошли не от какого-то материально обусловленного человека, а от Самого Всевышнего, то есть из источника, трансцендентного к двойственности этого мира. На заре творения ведическое знание было передано Брахме. Потом Брахма наставил в нем Нараду, чья реализация появилась в форме ведической литературы.

Первоначально существовала только одна Веда, и читать ее не было необходимости. Люди были настолько разумны и имели такую хорошую память, что могли понять ее, лишь однажды услышав из уст духовного учителя. Они могли сразу же постичь смысл сказанного. Но 5000 лет назад Вйасадева записал Веды для людей этого века, Кали-юги. Он знал, что со временем жизнь людей сократится, их память ослабеет, а разум притупится. Он разделил Веды на четыре части: Риг, Саму, Атхарву и Йаджур, и поручил эти части своим ученикам. Потом он принял во внимание людей, не обладающих сильным разумом: стри (женщин), шудр (рабочих) и двиджа-бандху (тех, кто родился в семье брахмана, но не имеет качеств брахмана). Для них он составил Махабхарату, назвав так историю Индии, и восемнадцать Пуран. Затем Ийасадева обобщил все ведическое знание для ученых и философов в Веданта-сутре, означающем конец Вед. И все же он не чувствовал удовлетворения. И тогда, по указанию его духовного учителя Нарады, он написал совершенный комментарий к Веданте - Шримад-Бхагаватам.

В Веданта-сутре содержится только намек на то, что такое Брахман, Абсолютная Истина: "Абсолютная Истина - это то, из чего все исходит". Если все исходит из Абсолютной Истины, то какова природа Абсолютной Истины? Это разъясняется в Шримад-Бхагаватам.

Цель Вед

Основное назначение ведической литературы - поведать науку духовного самопознания (самореализации), тем самым приведя человека к освобождению от страданий (мокше). Бхагават-гита называет знанием "признание важности самореализации и философский поиск Абсолютной Истины" [Бхагавад-гита 13.12] через "осознание того, что рождение, смерть, старость и болезни есть зло" [Бхагавад-гита 13.9]. Ведическая литература бескомпромиссно отстаивает представление о том, что несмотря на все видимые удовольствия, материальная жизнь означает страдания.

"От самой высшей планеты материального мира и до самой низшей - все они есть место страданий, где повторяются рождение и смерть"[Бхагавад-гита 8.16].

Кроме повторяющихся страданий рождения, смерти, старости и болезней, ведические Писания говорят также о трех других видах страданий: страданиях, приносимых телом; страданиях, причиняемых другими живыми существами и страданиях, приносимых природными условиями. Ведические учителя утверждают, что даже если эти страдания отсутствуют, никто не может обрести счастья в этом материальном мире - силы времени и смерти вынуждают каждого покинуть свое место. На санскрите Землю называют Мритйулока - обитель смерти. Ее также определяют эпитетом духкхалайам - место страданий и ашашватам - преходящая [Бхагавад-гита 8.15].

Веды утверждают, что цель человеческой жизни не в том, чтобы смириться с бренным и исполненным страданий миром, а в том, чтобы бороться за вечное счастье. Для людей, которые следуют ведической формуле, жизнь означает возможность победить смерть. По ведическим представлениям, человек отрицает жизнь как раз тогда6 когда отождествляет себя с иллюзорным материальным телом и полагает, что материальный мир является единственной реальностью. Такие люди упускают возможность, представленную человеку - возможность вопрошать о Высшем. Веды описывают освобождение как особую привилегию, которая дана человеку, но не низшим видам жизни, и убеждают людей избрать этот путь. Поэтому человеческое тело сравнивается с кораблем, на котором можно пересечь океан перевоплощений. Опытный учитель, изучивший Веды, подобен капитану, а ведические гимны попутному ветру. Человек, который не пересекает океан и не достигает вечного освобождения, Веды называют неразумным, ибо любое знание, которое не ведет к избавлению от страданий, ведическая философия считает бессмысленным. "Тот, кто не решает проблем жизни, как подобает человеку, и кончает свои дни, как кошка или собака, не постигнув науки самореализации - несчастнейший из людей"[Брихад-аранйака Упанишада 3.8.10].

Состав, объем, возраст и тематика Вед

  Посмотрим на состав и затем на объем Ведической литературы. Веды – целостны по своему составу. «Бхавишйа-пурана» говорит: «"Риг-веда", "Яджур-веда", "Сама-веда", "Атхарва-веда", "Махабхарата" (содержащая "Бхагавад-гиту"), "Панчаратра" и первоначальная версия "Рамаяны" - все это считается ведической литературой... Дополнение вайшнавов - Пураны - также относится к ведической литературе.»

Ведические Писания очень велики по объему. Только одна "Риг-веда" содержит 1017 гимнов, "Махабхарата" состоит из 110.000 шлок, а восемнадцать основных Пуран содержат сотни тысяч стихов. Это тысячи и тысячи томов на санскрите.

Теперь, если это подделка, то где подлинник? Кто из мошенников в силах создать целую библиотеку на языке, столь совершенном по своему грамматическому, композиционному, поэтическому и метрическому строю, что ученым требуется 12 лет, чтобы овладеть только его грамматикой?

Но может быть какие-либо писания вне Ведической традиции, могут быть таким Абсолютным Источником знания, тогда как Веды – это его подделка?

Однако, факты показывают, что Веды – это самые древние книги. Они были записаны около 5000 лет назад, перед наступлением эпохи Кали, поскольку люди в эту эпоху, т.е. мы с вами, не обладают крепкой памятью. До этого Веды также существовали, но передавались исключительно в устной форме от учителя к ученику.

Точной, эмпирически установленной даты начала устной традиции ведической литературы не существует. Морис Винтерниц заключает: "Время создания ведической литературы простирается от неизвестного прошлого (обозначим его как Икс ) до 500 г. до н.э.". Однако большинство исследователей согласно, что все эти учения действительно очень древние, и что записаны они лишь спустя века после их создания. Радхакришнан пишет: "Сами великие индийские мыслители не предпринимали попыток исторической обработки индийской философии". Так было потому, что ведические ачарьи (учителя) не видели необходимости в дальнейших исследованиях, так как писания содержали достаточно сведений о собственном происхождении, а именно:

1) Устная традиция существует от начала космического творения, когда Верховное Существо передало ведическое знание первому живому существу - Брахме.

2) Вьясадева, могущественное литературное воплощение Верховного Господа, записал Веды в начале века Кали, около пяти тысяч лет назад.

"Бхагавата-пурана" (1.4.17-25) так описывает мудреца Вьясадеву:

«Великий мудрец во всеоружии знания мог видеть своим трансцендентным зрением распад всего материального под влиянием наступившего века (Кали-юги). Он также видел, что жизнь людей, в своей массе утративших веру, станет короче, а сами они из-за отсутствия добродетели станут беспокойны.»

Веды содержат в себе раздел, в котором дается описание будущего. Такие предсказания содержатся во большинстве из 18-ти основных Пуран. Особенно описанию будущих событий посвящена «Бхавишйа-пурана». В частности в ней предсказано появление Библии и иудео-христианской традиции, а также появление мусульманства. В Пуранах предсказан также приход Будды. Таким образом Веды содержат в себе предсказания в отношении всех основных на настоящий момент мировых религий. Все остальные писания вне Ведической традиции появились позднее, и если Веды – подделка, то почему Веды описывают появление всех этих традиций, а не наоборот?

Также писания вне Ведической традиции не могут сравниться с Ведами по объему и по широте тематики. Первые ученые-индологи, приехавшие изучать Веды с Запада, начиная с 18-го века, пытались убедить себя и весь Западный мир, что Веды – это просто обрывочные записи неких аборигенов, однако им не удалось ответить на ряд вопросов: Что это были за аборигены, которые тысячелетия назад установили единицы времени, начиная от одной тысячной секунды и кончая продолжительностью существования вселенной? Что это были за невежественные туземцы, которые тысячи лет назад смогли описать все планеты, только недавно открытые современными учеными? Где тогда (в 18-ом – 19-ом веках) можно было найти такого ученого, который бы так совершенно описал процесс зачатия и развития плода в материнском чреве, как это сделали аборигены в ведическом обществе тысячи лет назад? Как удалось этим нецивилизованным аборигенам систематизировать и перечислить в Ведах разнообразные виды живых существ, которых в общей сложности насчитывается 8.400.000? Как Веды, которые по их представлениям, были сомнительными писаниями нецивилизованных аборигенов, могут содержать систематизированную информацию о таких предметах, как музыка, медицина, искусство, политика, архитектура, военное искусство и психология? Как могли эти невежественные дикари владеть искусством чтения, письма, поэзии и драматургии, не говоря уже о том, чтобы описывать структуру атома и атомную энергию? Как эти аборигены могли знать и записать элементарный состав Вселенной и логику ее развития? Как они могли описать орбиты, по которым вращаются планеты, их размеры, высчитать затмения, и указать размеры вселенной, и как они могли дать описание души и Сверхдуши, а также в деталях изложить науку об Абсолютной Истине, Верховной Личности Бога?

Все эти вопросы остались без ответа, также как остается без ответа и наш вопрос о том, где же «подлинник Абсолютного знания», если принять, что Веды – это подделка?

Механизмы проверки подлинности в Ведической традиции

Я могу обмануться в выборе внешнего авторитета, но отказ принимать любой внешний авторитет, автоматически означает, что я принимаю внутренний авторитет своего ума. Так в попытке избежать обмана и принять недостоверный внешний авторитет, я могу оказаться жертвой обмана со стороны собственного ума. Но разум проявляется в том, что я не позволяю себя обмануть.

Поэтому Веды, несмотря на то, что ум может в них сомневаться, содержат в себе механизм, который позволяет четко отделить подлинный самоочевидный авторитет от поддельного.

На самом деле подобный механизм, хотя и в меньшей степени, реализован в современном мире. В настоящее время в мире есть крупные компании и фирмы, чьи продукты и изделия высоко котируются среди покупателей. Эти фирмы заслужили доверие высоким качеством продукции, которую они выпускали до сих пор. У таких фирм есть имя, и есть торговая марка, которая выступает как знак качества. Этим пользуются подпольные мелкие фирмы, которые выпускают товар более низкого качества, ставят на него товарный знак известной фирмы, и продают его по высокой цене.

Теперь рассмотрим конкретную ситуацию. Нам предлагают, скажем, компьютер или видеотехнику, к которой прикладывается «Руководство пользователя». Как распознать подделка это или подлинник? Прежде всего нужно посмотреть в это руководство.

Если эта компания действительно серьезная, то в руководстве должны быть перечислены адреса тех мест, где можно получить гарантийные услуги, а заодно и удостовериться в подлинности данного продукта. Также должны быть телефоны и адреса для Интернет-связи. Если в руководстве нет ничего подобного, то, у нас уже могут быть большие подозрения на то, что это обман.

Итак, в данном случае, гарантом подлинности продукта являются авторитетные представительства фирмы. Их адреса указаны в руководствах пользователя, и сами они существуют в пространстве в виде авторитетных зданий, на которых закреплены вывески с авторитетным именем фирмы, и внутри которых находятся авторитетные люди. Все эти средства проверки объявлены открыто. Никто в обществе не может сказать, что эта фирма, эти здания, эти люди обманывают. Если кто-то осмелится так сделать, его привлекут к суду. Все очень серьезно.

В случае Вед, гарантом подлинности также выступают авторитетные личности – авторитетные представители подлинного самоочевидного авторитета. Но в отличие от гарантов фирмы, Веды описывают не столько их местонахождение в пространстве, сколько их появление во времени.

Веды подобны «Руководству пользователя». Как в руководстве фирмы указан перечень авторитетных адресов, по которым можно обратиться к авторитетным людям, так и Веды явно описывают 1) приход авторитетных личностей, которые будут устанавливать авторитет Вед, основывая 2) те цепи ученической преемственности, в которых Ведическое знание будет передаваться в неискаженном виде.

Веды предсказывают появление совершенных личностей, которые приходят и своими словами, и своим примером устанавливают авторитет Ведической традиции. Самым высоким авторитетом обладает Высшая Изначальная Личность. В разных воплощениях Он приходит в этот мир, и все эти воплощения описаны в Ведах. Веды описывают время Их прихода, Их имя. Их образ, Их характерные качества и некоторые из особых, сверхчеловеческих деяний, которые Они будут совершать.

От Верховного Господа знание передается по цепи ученической преемственности. Первым духовным учителем является Сам Бхагаван, Шри Кришна. Его учеником становится Брахма, первое живое существо во вселенной. Брахма сам становится духовным учителем и передает знание Вед своему ученику Нараде. Так Ведическое знание передается по цепи духовных учителей. Эта цепь называется «парампара», что буквально значит «один за другим». Принцип парампары совершенно необходим для сохранности изначального знания.

Проверка на принадлежность к авторитетной парампаре – это наиболее эффективный и доступный способ проверки на подлинность. Проверить человека на принадлежность к парампаре просто. Для этого нужно попросить его показать цепь преемственности, к которой он принадлежит, в письменном виде, и исследовать, насколько она достоверна.

Подобно тому как «Руководство пользователя» описывает авторитетные гарантийные адреса, Веды 1) утверждают необходимость принадлежности к авторитетным парампарам; 2) описывают 4 вида авторитетных преемственностей, называемых сампрадайами, через которые Ведическое знание будет распространяться в эпоху Кали.

С 4-мя Ведическими сампрадайами тесно связана деятельность особых личностей, называемых «ачарьями». Воплощения Кришны – аватары – приходят сравнительно редко. Чаще приходят уполномоченные представители Кришны, которых называют ачарьями. Ачарьи буквально значит те, кто учат своим примером. Приход, характерные черты и миссия Ачарьев также описана в Ведах. Они делают Ведическое знание действительно живым и проявляют его самоочевидность на практике.

Основные ачарьи, которые устанавливали или возрождали авторитет Вед, -- это Шанкарачарья (788-820), Рамануджачарья (1017-1137), Мадхвачарья (1239-1319), Шри Чайтанья Махапрабху (1486-1534). Последний из перечисленных, Шри Чайтанья Махапрабху, помимо того, что является ачарьей, также является воплощением Шри Кришны для этого века Кали. Приход всех этих ачарьев предсказан и описан в Ведах.

Веды описывают 32 характерные черты, которые можно наблюдать в телах таких особо уполномоченных существ: «Семь мест излучают красноватое сияние: глаза, кончики пальцев на руках и на ногах, нёбо, губы, язык и ногти. Три части тела очень широки: талия, лоб и грудь. Три части тела коротки: шея, бедра и гениталии. Три части тела глубоки: голос, разум и пупок. Шесть частей его тела отличаются высотой или рельефностью: грудь, плечи, ногти, нос, талия и рот. Пять частей его тела велики: нос, руки, подбородок, глаза и колени. Пять частей тела тонки: кожа, волосы на голове, волосы на теле, зубы и кончики пальцев. Все вместе эти черты встречаются только у великих личностей.» Также их особое положение можно распознать по линиям на руке, и по времени их рождения. Кроме того, они наделены особой энергией, позволяющей им распространять Ведическое знание и утверждать его авторитет.

Все эти черты делают этих личностей самоочевидными. В силу своей самоочевидности они утверждают самоочевидный авторитет Вед, а Веды подтверждают их авторитетность, предсказывая их приход, характерные черты и деяния. Таково еще одно свидетельство в пользу того, что Веды содержат в себе подлинное самоочевидное знание.

Как авторитетное руководство направляет пользователя к авторитетным представителям фирмы, так и Веды – руководство для цивилизованных людей – направляет своих «пользователей» к предсказанным авторитетным сампрадайам (фактически, духовным сообществам), которые были основаны предсказанными авторитетными личностями – ачарьями – с характерной внешностью и характерной деятельностью.

Итак, Веды содержат в себе довольно разработанный механизм проверки на подлинность, содержащий ясные критерии. Если подобный механизм проверки реализован в какой-либо традиции – это значит, что эта традиция серьезна и предназначена для разумных людей, которые не позволят себя обманывать. Если в традиции такого механизма нет, то будет естественно прийти к противоположному выводу.

Правила проверки Ведических утверждений на истинность

Чем Ведическое авторитетное свидетельство отличается от мирского авторитета типа «Сам сказал». Есть ли какой-нибудь практический метод, с помощью которого можно убедиться, что авторитетное свидетельство Вед не сводится к пустопорожним словам? Существует три простых стандартных правила семантики (науки о лингвистической коммуникации), с помощью которых можно сделать это. Эти правила, признанные в контексте современности «разумными», в контексте ведической цивилизации действовали всегда. Если мне нужно узнать, действительно ли данное утверждение является авторитетным, я должен:
1) точно знать смысл данного утверждения;

2) знать, как его можно проверить;

3) иметь надежное доказательство его истинности .

Во-первых, чтобы узнать, что означает данное утверждение, я должен овладеть соответствующей дисциплиной. Например, я не буду понимать смысла слов «недетерминистический», «полиномный» и т.д., если я являюсь специалистом по плетению корзин, садоводству или френологии. В данном случае подходящей дисциплиной является комбинаторика, -- наука о сложных логических проблемах. Подобно этому, если я хочу узнать, что означает высказывание «Шабда – это звуковое воплощение Кришны», я должен принять систему обучения (парампару), с помощью которой передается шабда.

Во-вторых, я проверяю истинность утверждения «Шабда – это звуковое воплощение Кришны», обращаясь к трем источникам шабды, признаваемым парампарой:

1) гуру (духовному учителю),

2) шастрам (ведическим книгам знания) и

3) садху (других преданных Кришны, которые пользуются уважением за то, что живут, в соответсвии с учением гуру и шастр).

Если я получаю это утверждение из одного из этих 3-ех источников, я обращаюсь за подтверждением к 2-ум другим. Когда же я действительно следую шабде на практике, то Сам Господь Кришна, источник всех знаний, из сердца подтверждает ее.

В-третьих, существует еще одно убедительное основание для того, чтобы поверить в утверждение о том, что «Шабда – это звуковое воплощение Кришны». Человек, признавший авторитет ума и чувств, ограничен ими, и, значит, ограничен своим невежеством. Для прочих живых существ подобное невежество естественно, но для человека это порок, порождающий порок. Материальный звук типа «Сам сказал» не в состоянии освободить человека от порочных требований ума и чувств. Однако, шабда, понятая и проверенная согласно двум предыдущим правилам, преображает того, кто ее слышит. Шрила Прабхупада пишет: «Совершенное знание, полученное от Верховной Личности Бога – это путь к освобождению». (Бхагавад-Гита, 4.36, комментарий)

То, что люди, вставшие на этот путь, освобождают свое сознание от диктата чувств и ума, от невежества и порока, это самоочевидный факт. Непосредственный опыт очистительной силы шабды убеждает человека, идущего этим путем, в ее авторитетности. В конце пути освобождения, пути слушания ведической шабды, Кришна открывает себя, представая перед нами, как Абсолютное Знание, Абсолютный Познающий и Абсолютный Объект Познания. Это состояние полного постижения истины и называется сознанием Кришны.

Самоочевидное как солнце

Как при свете солнца можно увидеть само солнце, окружающий мир и самого себя, так и в лучах Ведического знания, можно увидеть и понять самого себя, окружающий мир и источник Вед и всех энергий – Высшую Личность, Шри Кришну. Если же солнца нет, то невозможно ничего разглядеть и понять. Мерцание светлячков, которое подобно знанию эмпириков и мыслителей этого мира, не помогут нам в этом.

Бесчисленные философы этого мира, вопреки Ведической традиции, по прихоти своего ума, создают собственные учения, и выдают свои мнения за подлинное знание. Все эти мнения, начиная с Пифагора и кончая современными идеологами «научного» материализма, – это доказательства типа «Сам сказал». Они отличаются от подлинного самоочевидного авторитета Вед также, как мерцание светлячков отличается от сияния солнца.

«Свято место пусто не бывает». Либо человек принимает в сердце и начинает руководствоваться подлинным знанием, либо его имитацией.

Выдающиеся люди о Ведах

Выдающиеся люди о Ведах
и

Отзывы ученых и политических лидеров о переводах ведических текстов, осуществленных А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой
 
 
"Доступ к Ведам - это величайшая привилегия этого века сравнению со всеми предыдущими столетиями".
- Роберт Оппенгеймер,
физик-теоретик, разработчик атомной бомбы

 

"В великом учении Вед нет ни тени сектантства. Оно предназначено для всех эпох, климатических регионов и наций и является королевской дорогой к достижению Великого Знания".
"Утром я погружаю свой разум в величественную философию "Бхагавад-гиты", в сравнении с которой наш современный мир и его литература кажутся незначительными".
- Генри Дэвид Торо (1817-1862)
американский философ и писатель
"Когда я читаю "Бхагавад-гиту", я спрашиваю себя, как же Бог создал Вселенную?
Все остальные вопросы кажутся излишними".
- Альберт Эйнштейн,
Нобелевский лауреат по физике

 

"В целом мире нет учения, настолько благотворного и возвышающего, как учение Упанишад. Оно было утешением моей жизни, и оно станет утешением моей
смерти".
- Артур Шопенгауэр (1788-1860),
немецкий философ и писатель

 

"Я твердо верю в основной принцип Бхагавад-гиты, всегда стараюсь помнить его и руководстоваться им в своих действиях, а также говорить о нем тем, кто спрашивает мое мнение, и отражать его в своих сочинениях".
- Лев Толстой,
русский писатель и философ

 

"Бхагавад-гита" и Упанишады содержат такую божественную полноту мудрости, что, мне кажется, их авторы со спокойствием взирали в прошлое на тысячи жизней, полных лихорадочной борьбы за тени и с тенями, и поэтому писали с такой убежденностью в том, в чем уверена душа".
- Джордж Рассел,
ирландский поэт

 

"Я обязан "Бхагавад-гите" замечательным днем. Это  - первая из книг: такое впечатление, что целая империя говорит с нами; в ней нет ничего мелкого, незначительного, все крупное, последовательное, безмятежное; это голос древнего разума, размышлявшего в другую эпоху и в другом климате, но над теми же вопросами, что беспокоят и нас".
- Ралф Уолдо Эмерсон (1803 - 1882), американский философ, Унитарианский министр

 

"Бхагавад-гита" - это одно из самых ясных и полных обобщений всех духовных мировоззрений. Следовательно, она представляет непреходящую ценность для всего человечества".
- Олдос Хаксли (1894-1963),
английский писатель

 

"Мне очень понравилась третья глава "Механистической и немеханистической науки". Особенно привлекли меня идеи "Бхагавад-гиты". Я понял, что основные идеи философии "Бхагавад-гиты" о "бытии" практически совпадают с тем пониманием реальности, к которому меня привело изучение квантовой механики".
- Юджин Вигнер,
лауреат Нобелевской премии по физике

 

"Как уроженцу Индии, живущему ныне на Западе, мне всегда было стыдно за своих соотечественников, приезжающих на Запад в роли гуру и духовных вождей. По этой причине я испытываю восторг, видя издание "Бхагавад-Гиты как она есть" А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады. Эта книга поможет прекратить чудовищный обман ложных и неавторитетных "гуру" и "йогов" и предоставить всем людям возможность понять истинный смысл восточной культуры".
- Доктор Кайлаш Ваджпейе,
руководитель отдела Индии Центра восточных исследований, Университет Мехико, Мексика
"Его Божественная Милость А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада занят очень важной деятельностью, и его книги - огромный вклад в дело спасения человечества".
- Шри Лал Бахадур Шастри,
бывший премьер-министр Индии

 

"Свами Прабхупада своей литературной деятельностью распространил науку самоосознания, и наша нация гордится его вкладом в перевод ведических писаний на многие языки мира. Таким образом он дал миллионам людей возможность осознать свою духовную сущность".
- Х.Д.Дев Говда,
бывший премьер-министр Индии

 

"Пользуясь тем, что недавно мы отмечали столети со дня рождения Шри А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады, я хочу выразить свое восхищение этим просвещенным человеком. Следуя примеру Шри Чайтаньи Махапрабху, Шрила Прабхупала с решимостью и преданностью проповедовал повсюду послание мира и гармонии, присущих нашей нации".
- Доктор Шанкар Дайал Шарма,
бывший президент Индии

 

"Транцендентное вселенское послание "Бхагавад-гиты" очень живо передано Бхактиведантой Свами Прабхупадой в его книге "Бхагавад-гита как она есть"...
Значение "Бхагавад-гиты" вселенское и вечное, потому что она дает исчерпывающие ответы на три фундаментальных вопроса: кто мы, что нам делать и как нам жить...
"Бхагавад-гита" не предписывает недеяние, пассивность. "Бхагавад-гита" - радикальный призыв к действию, преобразующему личность и общество...  Во времена мира и строительства нации "Бхагавад-гита" тоже может вдохновлять и политика, и учителя, и рабочего, и ученого, и простого человека и даже киноактера".
- Атал Бихари Ваджпаи,
премьер-министр Индии
"Высоконаучное, авторитетное издание "Бхагавад-гиты", осуществленное А.Ч.
Бхактиведантой Свами Прабхупадой, произвело на меня глубокое впечатление. Этот труд представляет огромную ценность как для учёного, так и для рядового читателя, его с равным успехом можно использовать и как справочное издание, и как учебник. Я настоятельно рекомендую это издание моим студентам. Это замечательная книга".
- Доктор Сэмюэл Д.Эткинс,
профессор санскрита,
Принстонский университет, США

 

"Этими книгами нужно дорожить. Тот, кто читает эти книги с открытым сердцем, не сможет остаться равнодушным независимо от своей веры или философских убеждений..."
- Доктор Гарри Гилейд,
профессор психологии,
Оксфордский университет, Англия

 

"...Это глубоко прочувствованная, тщательно продуманная и прекрасно написанная работа. Не знаю, что больше достойно похвалы в этом переводе "Бхагавад-гиты" - смелый метод изложения или беспредельное богатство её идей. Я не видел ни одной другой работы по "Гите" столь убедительно и ярко написанной... Она надолго займёт важное место в интеллектуальной и этической жизни современного человека".
- Доктор Шалиграм Шукла,
профессор лингвистики,
Джорджтаунский университет, США
"...Автору книги, озаглавленной "Бхагавад-гита как она есть" А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупаде как наследнику преемственности, идущей от Чайтаньи, по индийскому обычаю присвоен величественный титул "Его Божественная Милость". Причина того - величайший интерес, который вызывает у нас его понимание "Бхагавад-Гиты", авторитетность его толкований и соответствие их принципам традиции Чайтаньи".
- Оливье Лаком,
профессор санскрита и индологии,
Сорбоннский университет, Париж, Франция

 

"Не вызывает сомнений, что это издание - одно из лучших среди имеющихся по "Гите" и преданности. Перевод Прабхупады - идеальное сочетание дословной точности и религиозной проницательности".
- Доктор Томас Дж.Хопкинс,
профессор религиоведения,
Колледж Франклина и Маршалла
"Ученый мир снова в долгу перед Бхактиведантой Свами Прабхупадой. Хотя "Бхагавад-гита" переводилась много раз, среди всех этих переводов перевод Прабхупады занимает особое место благодаря уникальному комментарию, которым он снабжен..."
- Доктор Дж.Стиллсон Джуда,
профессор истории религий,
Союз профессоров и преподавателей теологии,
Университет Беркли, Калифорния, США

 

"Независимо от того, является читатель приверженцем индийской философии или
нет, чтение "Бхагавад-гиты как она есть" принесет ему огромную пользу. Для многих эта книга откроет дверь в настоящую Индию, древнюю Индию, вечную Индию".
- Франсуа Шеник,
профессор богословия,
Парижский институт политических наук, Франция
"Я с большим вниманием и глубоким интересом прочел книги Шри Бхактиведанты Свами. Они - откровение для всякого, кто интересуется культурным и духовным наследием Индии. На каждой странице автор этих книг поражает глубиной своих познаний в любом рассматриваемом вопросе. Не менее поразительна глубина понимания им сложнейших концепций и простота, с которой он их излагает".
- Доктор Х.Б.Кулкарни,
профессор английского языка и философии, университет штата Юта, США

 

"Если истина - это то, что прошло проверку практикой, что действенно, как настаивает Пирс и философы-прагматики, то "Бхагавад-гита как она есть" наверняка несет в себе истину, ибо тех, кто следует её наставлениям, отличает счастливая умиротворённость, которой, как правило, нет в серой, безрадостной жизни современных людей".
- Доктор Элвин Х.Пауэлл,
профессор социологии Государственного университета штата Нью-Йорк, г. Буффало, США

Цепь духовных учителей

Бхагавад Гита, как она есть.

Эвам парампара-праптам (Б.-г., 4.2). «Бхагавад-гита как она есть» пришла к нам по цепи духовных учителей, в которую входят:

1. Кришна

2. Брахма

3. Нарада

4. Вьяса

5. Мадхва

6. Падманабха

7. Нрихари

8. Мадхава

9. Aкшобхья

10. Джая Тиртха

11. Гьянасиндху

12. Даянидхи

13. Видьянидхи

14. Раджендра

15. Джаядхарма

16. Пурушоттама

17. Брахманья Тиртха

18. Вьяса Тиртха

19. Лакшмипати

20. Мадхавендра Пури

21. Ишвара Пури (Нитьянанда, Aдвайта)

22. Господь Чайтанья

23. Рупа (Сварупа, Санатана)

24. Рагхунатха, Джива

25. Кришнадас

26. Нароттама

27. Вишванатха

28. (Баладева), Джаганнатха

29. Бхактивинода

30. Гауракишора

31. Бхактисиддханта Сарасвати

32. A.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада

Комментарии:

Пока комментариев нет

Главная   Форум   Фотогалерея   Дневники   Контакты