Гаятри мантра


Дата: 21.11.2008 08:15
Комментарии: (1)

Одна из наиболее священных мантр в индуизме, в которой обращаются к божеству Солнца и молят его о даровании просветления. Гаятри-мантра является отрывком гимна Ригведы с обращением к Савитару (Солнцу как Создателю). Повторяется каждым брахманом во время утренней (на восходе, после купания, повернувшись лицом к востоку), дневной и вечерней службы перед молитвенными обрядами.

ОМ БХУР БХУВАХ СВАХА
ТАТ САВИТУР ВАРЕНЬЯМ
БХАРГО ДЭВАСЬЯ ДХИИМАХИ
ДХЬЙО ЙО НАХ ПРАЧОДАЯТ

Мы медитируем на славу того Ишвары,
который создал Вселенную,
кто достоин почитания,
кто является вместилищем знания и света,
кто устраняет все грехи и невежество.
Пусть он освящает наши умы.

ОМ - символ, означающий Пара-брахмана
Бхур - бху-лока (физический план)
Бхувах - антарикша-лока (астральный план)
Свах - сварга-лока (божественный план)

Тат - то, трансцендентный Парам-атман
Савитур - Ишвара, или Создатель
Вареньям - достойный поклонения или почитания

Бхарго - устранитель грехов и невежества, Сияние Славы
Девасья - великолепный, сияющий
Дхиимахи - мы медитируем

Дхьйо - буддхи, ум, понимание
Йо - который, кто
Нах - наш
Прачодаят - осветить, руководить, побуждать.

Гаятри-мантра состоит из 24 звуков-слогов. Каждый звук-слог является энергией одного из 24 божеств, а сама Гаятри представляет собой сочетание энергий этих божеств. Каждая энергия имеет свой, особый характер и служит определенной цели.

Существуют несколько типов Гаятри-мантры, например, Ганеша-гаятри, устраняющая препятствия, дающая контроль над умом и чувствами:
«АУМ ЭКАДАНТАЙЯ ВИДМАХЕ,
ВАКРАТУНДАЙЯ ДХИМАХИ
ТАННО БУДДХИХ ПРАЧОДАЙЯТ».

Вишну-Гаятри, несущая благополучие, в том числе и семейное:
«АУМ НАРАЙЯНАЙЯ ВИДМАХЕ,
ВАСУДЕВАЙЯ ДХИМАХИ
ТАННО ВИШНУХ ПРАЧОДАЙЯТ».

Шива-Гаятри, дарящая мир, процветание и разрушение затруднений:
«АУМ ПАНЧВАКТРАЙЯ ВИДМАХЕ,
МАХАДЕВАЙЯ ДХИМАХИ
ТАННО РУДРАХ ПРАЧОДАЙЯТ».

Брахма-Гаятри, созидающая, повышающая плодородие:
«АУМ ПАРМЕШВАРАЙЯ ВИДМАХЕ,
ПАРАТАТТВАЙЯ ДХИМАХИ
ТАННО БРАХМА ПРАЧОДАЙЯТ».

Рама-Гаятри, приносящая безопасность, укрепление имени и общественного положения:
«АУМ ДАШАРАТХАЙЯ ВИДМАХЕ,
СИТА-ВАЛЛАБХАЙЯ ДХИМАХИ
ТАННО РАМАХ ПРАЧОДАЙЯТ».

Кришна-Гаятри, – успех в работе, оживление дел:
«АУМ ДЕВАКИНАНДАЙЯ ВИДМАХЕ,
ВАСУДЕВАЙЯ ДХИМАХИ
ТАННО КРИШНАХ ПРАЧОДАЙЯТ».

Саи-Гаятри:
«АУМ САИИШВАРАЙЯ ВИДМАХЕ,
САТЬЯДЕВАЙЯ ДХИМАХИ
ТАННАХ САРВАХ ПРАЧОДАЙЯТ».

В каждой гаятри-мантре присутствуют три разных имени (эпитета) божества и три одинаковых действия: постижение, медитация и побуждение. В общем виде гаятри-мантры можно перевести так:
Да постигнем мы (имя 1).
Для этого будем медитировать на (имя 2).
Да побудит нас к этому (имя 3).

Ежедневная джапа выбранной мантры помогает достичь помощи нужной энергии. «В первой строке Гаятри-мантры (Бхур Бхувах Суваха) выражено единство тела, ума и души. Следующая строка (Тат Савитур Вареньям) означает: Ты, Всевышний Бог, из которого все родилось, мы поклоняемся Тебе. Третья строка (Бхарго девасья дхимахи) значит: Мы медитируем на Твою божественную реальность, которая есть Свет. И последняя строка (Дхийо йонах прачодайят) значит: Пусть сияние Божественного рассеет мрак невежества.

Гаятри-мантра пронизывает все. В ней присутствуют три божества: Гаятри, Савитри и Сарасвати. Первая богиня – повелительница чувств. Вторая – наставница в Истине, Сатье, и третья – госпожа речи. В Гаятри-мантре воплощено триединство чувств, ума и речи. Гаятри прославляют как Чандасам матхах (Мать Вед; чандас – стихотворный размер ведических гимнов). У Гаятри пять ликов и в ней сосредоточены все божества (Сарва Девата сварупам). В Гаятре-мантре заключены и Стотра (хвала лучезарному Богу), и дхьяна (медитация) и прартхана (молитва). В каком случае ваша молитва будет действенной? Только когда ум спокоен и обращен к Богу. Основа этого – медитация, молитва и опыт. Необходима гармония мысли, слова и дела. Этому великому уроку учит Гаятри» Сатья Саи Баба

PS: «Признается существование двух типов Аватаров: Амсааватар и Пурнааватар. Все люди являются амсааватарами (частичными воплощениями божественного). Эти “неполные инкарнации”, пойманные в сети майи, иллюзии, становятся жертвами эгоизма и собственнических инстинктов и не выходят за рамки обычной мирской жизни. В отличие от них Пурнааватар (Полное воплощение Бога), подчинивший и преодолевший иллюзию, или майю, примером Своей жизни демонстрирует людям Свою полную Божественность. В зависимости от обстоятельств Он ведет себя по-разному, и может сложиться впечатление, будто Он тоже находится во власти майи, но в действительности Он свободен от майи во все времена». «Разница между человеком и Аватаром? Человек имеет 15 признаков, но он не является их властелином. Они существуют сами по себе. Когда начинают появляться признаки контроля, человек подходит ближе к 16 признаку, Всеведущему Параматману. Пять рабочих органов относятся к использованию рук, речи, хождению, еде и выделению. Пять органов чувств: слух, осязание, зрение, вкус, обоняние. Пять элементов: земля, вода, огонь, воздух, эфир (пространство). 16-й фактор – Всеведущий Параматман» Сатья Саи Баба

Комментарии:

  • becar   24.03.2009 20:47  
    Ну!!! Интересно.
Главная   Форум   Фотогалерея   Дневники   Контакты